Елена и Виктор Воробьёвы

Елена и Виктор Воробьевы2

Два великолепных художника из Казахстана. Они заслуженные представители своей профессии. Выставляться начали в 1988 году и за это время успели побывать на многих мероприятиях по всему свету. Они принимали участие на выставках Австралии, Венеции, Турции, Украины, а их работы хранятся в музеях ОАЭ, Бельгии, России, Казахстана и др.

13626616_533931343474826_7280776720202607154_n

Орнамент как часть народной культуры наделяют магическими свойствами. Прибегая к различным методам очаровывания, околдовывания народа, любая власть всерьез обращается к этим свойствам традиционного орнамента. Так, становясь функцией, орнамент превращается в инструмент политического воздействия. Происходит повсеместная «орнаментализация» населения, которое видится «основой», объектом применения магического ремесла для создания глобального «узора».

Такое мы наблюдали и в советское время. Только тогда все нации были частью большого «коммунистического ковра», который покрывал все пространство Советского Союза. Профили вождей, стремящихся к «коммунизму», были центром «композиции», нации окаймляли его, то есть были узорными фрагментами на периферии идеологии. Когда ковер изнашивается, то первым рвется центр. Так получилась большая идеологическая дыра, края же оказались целыми. Их и оборвали, как полагается. Маленькие коврики рассыпались по территории, каждый со своим специфически национальным узором. Декоративный симметричный рисунок перестал быть просто декоративным, стал играть самостоятельную роль и перенял на себя идеологические функции в системе новых государственных образований.

В принципе не важно, очертания какого традиционного орнамента используются для «орнаментализации» населения – русского, туркменского, армянского, казахского, украинского или белорусского. Важно то, что в прошлом орнаментированные вещи были близки человеку, носили личный, интимный характер и влияли на жизнь скрытыми сакральными смыслами. В современном авторитарном мире спущенная сверху всеобщая орнаментация поверхностей призвана оформить некий порядок из страха перед хаосом. Предполагается, что каждый человек должен принять некую форму, встроиться в узор, стать завитком ветвящейся линии, или кончиком солярного знака, или частью «бараньего рога».

Всегда это бесконечно повторяющаяся симметричная дорога, возвращающая нас к исходным позициям. Можно долго ходить по этому лабиринту, только нужно иметь в виду, что механическое проецирование прежних магических практик в реальный мир приводит к имитационным действиям и не дает нужного результата. Со временем орнамент теряет свою колдовскую силу и становится формальным идентификационным знаком, в конце концов.

Другие участники