О ФЕСТИВАЛЕ

about

ASTANA ART FEST – ежегодный международный культурный фестиваль в Астане, столице Казахстана. Фестиваль демонстрирует достижения в области культуры, среди которых: дизайн, архитектура, хореография, современное искусство, театр, научные и технические инновации, различные формы социальных практик: досуговых, образовательных, просветительских. Участники фестиваля – как молодые, так и именитые авторы из Казахстана, и гости из разных стран.

Праздник проходит под открытым небом, на бульваре Нуржол, в День города. На время фестиваля городской бульвар становится выставочной площадкой и местом творческой коммуникации участников со зрителями и друг другом.

Площадка фестиваля представляет масштабную выставочную экспозицию и организованные пространства для практик и коммуникаций.

ASTANA ART FEST – один из арт-фестивалей нового международного формата в Казахстане, объединивший в себе множество направлений искусства и науку. Это уникальное пространство, в котором происходит интеграция опыта учёных, архитекторов, дизайнеров, музыкантов, танцоров, артистов, литераторов и их взаимодействие с общественностью. Безумный всплеск творческой энергии, сконцентрированной на территории ART FEST, умело направляется организаторами проекта в конструктивное русло и вносит свой вклад в решение задач государственного масштаба.

История ART FEST берёт своё начало с 2015 года, когда впервые на бульваре Нуржол города Астаны были обустроены площадки для выставок живописи и архитектурных проектов, фотоинсталляций, театрализованных шоу и представлений, музыкальных выступлений, мультимедийных выставок, воркшопов и творческих мастер-классов. В мероприятии приняли участие более 60  представителей творческих профессий и более 300 тысяч благодарных зрителей.

Философия фестиваля Astana Art Fest – живой и искренний обмен идеями, творческой энергией, опытом, знаниями на благо человечества.

Ценности фестиваля

1. Сообщество

Люди и сообщества, которые формируются во время фестиваля – наша главная ценность. Мы открыты для людей, объединённых вдохновением, стремлением к познанию, чистотой сердец, интересом к себе, друг к другу и к планете. Для людей творческих и неординарных. Для людей, сияющих светом любви к себе, к окружающим, к миру. Для людей, находящих смысл в полезности обществу, своему городу, своей стране, всему человечеству.

2.Сотрудничество

Для всех участников фестиваль выступает дружественным партнером, предоставляя интеллектуальные, организационные, технические, экспозиционные ресурсы для лучшей реализации авторских проектов и идей. Фестиваль открыт для сотрудничества с самыми разными партнерами, разделяющими ценности фестиваля.

3. Равенство

Все направления, представленные на фестивале одинаково важны и равноценны для нас. Мы не выделяем направления по каким-то особым приоритетам. Наоборот, мы предлагаем все возможности фестиваля для обмена и коммуникации.

4. Междисциплинарность

Мы стремимся организовать такое взаимодействие, чтоб разные направления могли объединяться и находить точки и пути соприкосновения для создания новых совместных решений.

5. Содружество

Фестиваль – это творческое содружество начинающих и опытных профессионалов в разных областях для обмена идеями и опытом. Это открытое содружество и любой, кто чувствует в себе силы стать его частью и готов разделить ценности фестиваля, будет с радостью принят.

6. Устойчивое развитие

Фестиваль разделяет принципы устойчивого развития и видит свое участие в организации творческого пространства для разработок и реализации культурных проектов, направленных на решение задач устойчивого развития.

7. Открытость

Astana Art Fest – фестиваль под открытым небом. Небо, как символ свободы и открытости выражает для нас готовность к предложениям, вопросам, к изменениям. Мы открыты к диалогу на любом уровне и будем рады возможности обсудить предложения и идеи по улучшению фестиваля.


«КУРАТОРСКИЕ БЕСЕДЫ»

ЯНА МАЛИНОВСКАЯ И ВАЛЕРИЯ ИБРАЕВА

 

АЛЕКСЕЙ УЛЬКО О ФЕСТИВАЛЕ

Снимок экрана 2017-08-17 в 0.03.49

Основная интрига фестиваля Astana Art Fest

Основная интрига фестиваля Astana Art Fest: Nomad Energy мне виделась в следующем: насколько удастся кураторам фестиваля в своем разговоре об «энергии номадов» уйти от традиционной, юрто-центричной трактовки этой темы в сторону актуальных рефлексий о пространстве, коэволюции, антропоцене и переосмыслении гуманистических традиций в современном контексте. Сейчас, когда основные события фестиваля уже позади, можно сказать, что замысел в основном сработал, разговор состоялся.

Как совокупность разноплановых элементов, включающих в себя театр, моду, новые технологии, музыку, архитектуру и различные виды искусства, фестиваль превратился в международное празднование разнообразных форм, несущих в себе различное
настроение. Так, противоречивая инсталляция испанской группы Luzinterruptus «Плавающий остров», в ходе которой три фонтана бульвара Нуржол оказались заполненными пластиковыми бутылками, выглядела одновременно и сурово и величественно, напоминая и о гигантских масштабах пластикового загрязнения нашего общего мира, и о красоте обыденного. Лихая гиперболоидная конструкция российского художника Николая Полисского также вызвала разноплановые чувства – она и стала и отличным примером того, что юрто-центричность не всегда означает банальность, и символом прекарности человеческих попыток укоренения на Земле – в виде ли юрты, переносимой с места на место или знаменитой Шуховской башни, подвергающейся тяжелой реставрации. Вдали от декоративизма и экзотизма кочевнической жизни оказались и проекты Ерболсына Мельдибекова и Ламина М., посвященные транзитному существованию мигрантов, и классически строгий пластиковый объект Стивена Сигела. С другой стороны, участники легендарной группы «Кызыл трактор» представили традиционные для себя формы перекодирования знакомых номадических стереотипов: седла, повозки, коня, сундука…
Однако, одним из самых значимых событий фестиваля для меня оказался арт-форум, на котором выступило большое количество представителей местного и международного художественного мира, и где как раз и обсуждались различные подходы к пониманию номадизма в современных условиях. Не было недостатка и в личном опыте, который включал в себя как бесконечные переезды по степи, городскую миграцию и пешее
путешествие, и в концептуализации проблемы. Если главного куратора фестиваля Яну Малиновскую интересовали прежде всего вопросы совместной эволюции различных
существ в условиях постоянного становления и разрушения пространства, то для Юлии Сорокиной, выступавшей на форуме в качестве историка современного искусства Казахстана ключевой задачей стало усвоение и развитие представлений о нео-номадизме, восходящих к Жилю Делёзу и практикам Сергея Маслова и Рустама Хальфина.

Обсуждались последствия испытаний ядерного оружия, зависимость от углеводородов, сетевые практики, органическая архитектура, этнический номадизм, экология сознания и
многие другие темы – и эта вербализация послужила важным дополнением к собственно инсталляции художественных объектов и организации пространства для художественного
высказывания. Рефлексия, обращенная к опыту, как прошлому, так и переживаемому в качестве данности, становится неотъемлемой прелюдией для концептуального
осмысления как художественных практик, так и их интерпретаций и их эволюции. Если мы хотим воспользоваться импульсом номадов для развития нашего искусства и мышления, то можно представить себе художника как путешественника, находящегося на бесконечном пути, пролегающим на границе художественного выражения и философии, являющимися двумя формами познания.

АЛЕКСЕЙ УЛЬКО, культуролог (Узбекистан)


ЮЛИЯ СОРОКИНА О ФЕСТИВАЛЕ

IMG_9596

Эволюция Астана Арт Феста: искусство, как инструмент устойчивого развития новой столицы.

Астана Арт Фест – молодой фестиваль искусств в новой столице Казахстана – безусловно необходимое городу и стране мероприятие. Прежде всего потому, что представляется логичным развивать новый город с помощью нового искусства.

Ведь новое место востребует заполнения другим содержанием, не подражающим чему-то уже состоявшемуся, а совершенно новаторским. Частично эта идея была осуществлена в рамках 3-х прошедших фестивалей. Драйв новизны не остановить и в Астану всё-таки пришли и современный дизайн и современный театр и современное искусство. В городе нет старых музеев – пусть будут новые! Нет театров со стажем – приезжает антреприза!

Мало общественно-развлекательных мероприятий – фестиваль искусств занимает практически всё пространство Водно-Зелёного бульвара! Судя по радостно гуляющей публике люди уже ждут этого события – готовятся к нему, приходят семьями и компаниями, читают экспликации, рассуждают у экспонатов,
запечатлевают себя на фоне артефактов, принимая их в семейную историю. Всё это очень важные моменты взращивания городской интеллектуальной среды. Процесс этот – долгий и абсолютно необходимый.

Фестиваль 2017 года тематически поддерживает мотто ЭКСПО – «Энергия будущего». Тематика фестиваля «Energy nomad /Энергия номада» вторит постулатам экологического образа жизни и выдвигает принципы нео-номадизма, как идентифицирующие культуру Казахстана. Фестиваль, таким образом, визуализировал идеи номадизма, концептуально представил их в пространстве паблик арта – в художественных объектах, уличных театральных представлениях, форумом под открытым небом.

Логистически и программно задача была выполнена. Удачно составленная программа структурировала фестиваль на выставочную, театральную, музыкальную, дизайнерскую и архитектурную части. Публике было чем заняться в течение всего
времени фестиваля. Кроме выставок и представлений в публичных пространствах в рамках фестиваля был организован форум, позволивший отрефлексировать и артикулировать те проблемы, которые были заявлены на выставке и в представлениях.

Оценивая выставочные программы фестиваля, хотелось бы отметить участие хороших художников с сильными произведениями, что позволило поднять уровень фестиваля. Прежде всего здесь важны работы хедлайнеров. Работа Стивена Сигеля (США) «Бутылки с ручкой» органично вписалась в ландшафт бульвара, в то же время однозначно критически отразила проблему перенакопления бутылочного пластика в мире.

Другой взгляд на ту же проблему накопления неперерабатываемых отходов продемонстрировала арт-группа «Luzinterruptus» (Испания) в работе «Пластиковый остров». Этот сайт-специфик объект включал в себя фонтаны бульвара, заполненные пластиковыми бутылками вместо воды. Столь яркая и сильная метафора подмены настоящего искусственным вызвала широкий резонанс в обществе и заставила всех задуматься о проблеме. Работа Ламин М. (Lamyne M.) «Иммиграция без границ» (Immigration sans frontière) продолжила серию акций художника, строящего хижины из элементов старых домов для проживания в них. Объект был выполнен очень убедительно,
он резонировал с фешенебельными зданиями нового центра Астаны, подчеркивая проблему сегрегации бедных и богатых. Работа Николая Полисского (Россия) «Генеративная юрта» удачно резонировала с Байтереком, поскольку представляла собой дополненную кибернетической башней юрту из прутьев дерева. Конструкция наглядно демонстрировала экологический посыл противопоставляя вертикаль деревянной конструкции вертикали стального Байтерека.

Также важно было привлечь к программе фестиваля известных казахстанских художников – мастеров современного искусства. Удачей фестиваля явилось участие в нем мэтров – Ербосына Мельдибекова, Рашида Нурекеева, Фатимы Омир, арт-группы
«Кызыл-трактор». Они представили спектр технических подходов к художественному отображению проблемы экологии и новой энергии. Важным было также и участие молодых художников – Бахыт Бубикановой, Александры Калачевой, Динары
Бахритдиновой (Узбекистан) и других.

Несмотря на новаторский и прогрессивный характер фестиваля, хотелось бы пожелать в следующий раз стараться избегать некоторых промахов. В основном они касаются отбора работ на фестиваль и экспонирования, что, к сожалению, ослабляет в
целом сильную позицию события. В выставочной топографии смешиваются дизайнерские проекты и работы контемпорарщиков, детские площадки и работы традиционных художников. На мой взгляд, такой подход мешает воспринять все части экспозиции на бульваре в целом. Как альтернативный вариант можно было бы использовать приём зонирования пространства по темам и направлениям.

В целом можно с уверенностью оценить Астана Арт Фест как безусловную удачу организаторов и проект, способствующий устойчивому развитию культуры молодой столицы.

Юлия Сорокина – доктор PhD, искусствовед, куратор


 

ASTANA ART FEST открывает новые возможности для каждого.

Для зрителя:

  • Освоение новых граней современных видов искусства и повышение своего культурного уровня
  • Яркие впечатления, незабываемые эмоции и отличное настроение
  • Новый способ интересно и познавательно провести свой досуг с семьёй или друзьями

Для участника:

  • Презентация продуктов своего творчества широкой публике
  • Обмен опытом с казахстанскими и иностранными коллегами
  • Возможность получить «путёвку» в большое плавание за счёт обучения в главном научно-культурном центре Азии, который будет создан организаторами ART FEST в ближайшие годы

Для спонсора:

  • Серьёзный вклад в развитие современного искусства Казахстана и будущее своей страны
  • Повышение престижа компании счёт поддержки одного из самых ожидаемых культурных мероприятий в стране
  • Эффективный способ сделать своё имя более узнаваемым в широких кругах

ASTANA ART FEST организовывается при участии Акимата города Астана и является одним из самых перспективных методов развития искусства страны на сегодняшний день.

КУРАТОРЫ ASTANA ART FEST 2017

  • Главный куратор фестиваля Astana Art Fest Яна Малиновская
  • Куратор направления «Промышленный дизайн» Тимур Актаев
  • Куратор направления «Архитектура» Эльдар Хасанов
  • Куратор направления «Театр» Ольга Султанова
  • Куратор направления «Музыка» Альбек Раимбеков
  • Куратор направления «Фэшн» Данила Кучумов

ОРГАНИЗАТОРЫ ASTANA ART FEST 2017

  • Дирекция: Майра Измайлова, Ануар Нурпеисов
  • Исполнительный продюсер: Инна Кантемирова
  • Дизайнер: Ерлан Хамитжанов
  • Архитекторы фестиваля: Роман Величко, Эльдар Хасанов
  • PR-служба:  Владислав Першин, Альбина Бунеску

Контакты:

E-mail: info@artfest.kz

FB: facebook.com/astanaartfest/